Икебана своими руками: идеи и техники создания природного декора интерьера

В популярной культуре

Икебана преподается в школах. Он также был показан в манге , аниме и был показан по телевидению.

В Magic-kyun! Ренессанс , главная героиня Айгасаки Кохана практикует икебану , как и ее мать до нее.

Сёдзё Zig Zag фокусируется на мальчик по имени Такааки Asakura ( по прозвищу «Taiyou» (солнце) и его любовь к цветам.

В 1957 году режиссер и гроссмейстер Согетсу-рю Хироши Тешигахара снял фильм « Икебана» , в котором рассказывается о его школе. «Цветок и меч» , выпущенный в 2017 году, повествует о развитии икебаны в период Сэнгоку при правлении регента Тоётоми Хидэёси в 16 веке. Режиссер Тэцуо Шинохара был основан на романе Тадаси Оницука . В ролях Камедзиро Итикава в роли лорда Хидэёси, Мансай Номура в роли монаха Сенко Икенобо и Коичи Сато в роли Сен-но Рикю. Мастера и их помощники Икенобо школы принимали участие в создании различных Рикка , Шока , и Суна-нет-моно устройства для фильма. Особо следует отметить очень большую композицию суна-но-моно, которая была воссоздана на основе исторической части, расположенной в резиденции клана Маэда в Бунроку 3 (1594 г.), на изготовление которой потребовалось 14 человек за десять дней, размер которой составлял 3,5 м (11 футов). высота и 7,2 м (24 фута) в длину.

Тематика

Очень важно вложить в ансамбль то настроение, которое владеет вами, ваше мировоззрение. Часто это может быть событие или просто воплощение погоды за окном

Времена года вносят определённые мотивы в икебану. Очень часто их составляют к какому-либо моменту, празднику, в подарок или для себя. Новогодняя, зимняя, рождественская тематика часто применяется в икебане, так же как и осенняя.

Весеннее настроение воплощается в основном при помощи цветов: тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, фрезий и ветвей фруктовых деревьев. Прежде всего определитесь, какие из соцветий будут играть главную роль, а какие — второстепенную, вокруг этого строится весь ансамбль.

Алгоритм создания:

  • готовим все элементы и инструменты;
  • подготавливаем материал согласно размерам сосуда;
  • фиксатор увлажняем, располагаем в ёмкости;
  • вливаем воду до покрытия губки;
  • убираем лишние листочки с цветов, подрезаем стебли;
  • размещаем в центре более выразительные цветы;
  • затем хаотично добавляем второстепенные цветущие растения;
  • оформляем ветки фруктовых деревьев;
  • небольшие цветы размещаем по краям, подчёркивая размер и выразительность центральных;
  • поправляем все растения, придаём им нужное направление.

Осенние мотивы очень многогранны, они яркие, сочные и эффектные, при этом настроение увядания природы может быть как основным, так и полунамёком. Достаточно яркой ветви с красивыми осенними листьями, соединённой с цветами в тон, чтобы получить изящный ансамбль. Фантазия здесь ничем не сдерживается.

Предлагаем алгоритм по созданию осеннего мотива:

  • по дну сосуда располагается фиксатор с шипами, его приобретают во флористических магазинах;
  • ветви осеннего дерева, например, фруктового, прореживаются;
  • придайте им необходимое направление и форму;
  • зафиксируйте в ёмкости;
  • подрежьте стебель выбранного цветка, например, розы, хризантемы;
  • освободите их от лишней листвы;
  • цветы расположите на разной высоте, например, розу выше, хризантему ниже;
  • добавляем декор, расправляем ансамбль.

История возникновения цветочного искусства

Существует немало легенд, связанных с сотворением первой цветочной композиции икебана. Одна из них такова.

Однажды в стране Восходящего Солнца прошел сильный ураган с грозами и шквалами, который сломал и разрушил прекрасные японские сады и все цветы.

Буддийские монахи со слезами собрали самые красивые веточки цветочных деревьев и возложили их к статуе Будды. Монахи попросили своего великого Учителя помочь восстановить разрушенную красоту садов.

Поразительно, но спустя 2 дня опустошенные территории вновь восстановились и украсились растительностью и неповторимыми цветами.

С тех пор буддийские монахи стали регулярно делать необычные цветочные икебаны и носить их к статуе Учителя, чтобы местные сады никогда не оставались без цветов.

Со временем простые жители Японии также присоединились к сотворению необычной икебаны.

В современном мире многие европейцы относятся к произведениям икебаны как к хобби или способу хоть немного прикоснуться к загадочному мировоззрению жителей Японии.

Но сами японцы относятся к аранжировке цветов со всей ответственностью и серьезностью. Для них это особенный ритуал, требующий времени, сил и отдачи частички души.

Философия икебаны

Перед тем, как сделать икебану, японцы тщательно продумывают идею композиции, ведь, по заверениям монахов, они служили связующим звеном между миром живых и мертвых. Ритуальное приношение цветов к Будде было регулярным. В Индии буддисты только рассыпали цветы около статуи бога в храмах, а японцы вкладывали философский смысл в каждое произведение цветочного искусства.

Основное значение икебаны – это противостояние сил тьмы и света. Это символы Неба и Земли. Состояли букеты поэтому из двух веток. Позже, когда монахи посетили Китай, под влиянием учения конфуцианства добавилась еще одна ветвь, символизирующая Человека.

Сильное влияние на философское значение построения композиции оказало учение Дзен, которое отметило важность бытия. Оно отрицало пышные ритуалы, а предпочитало сиюминутную данность и обыденность существования

Знакомство с древним искусством

Если перевести слово «икебана» с языка оригинала, то оно будет означать примерно «японское искусство аранжировки цветов». Но для ее создания используются не только живые цветы, а и любые сподручные растения, в том числе высушенные.

Стильный декор для любого интерьера

Красивая композиция в японском стиле

Существуют даже заповеди по созданию такой композиции, на которые опираются все мастера. Перед началом творения их полезно узнать.

• Красивые цветы – не гарантия красивого результата. Он будет таким, только если разместить элементы букета правильно в отношении друг друга.

• Икебана, выполненная по правилам, соответствует сезону и случаю, для которого она создается.

• Великую природу можно отобразить даже в единственном цветке или ветви.

• Не нужно бояться результатов творения перед началом работы.

• Для того чтобы результат порадовал, к началу работы нужно подходить внимательно, в полном спокойствии, в хорошем настроении.

• Количество цветов и веток не имеет значения, не придается значение их четному или нечетному числу.

Заповедей на самом деле очень много, они в большей мере касаются работы с материалами, самой композицией, вазами, основаниями для икебаны.

Композиция в японской технике в интерьере

Как сделать свою первую икебану

YouTube-канал ТНОМЕР

Что понадобится

  • Керамическая ваза;
  • кэндзан;
  • вода;
  • секатор;
  • 3 ириса;
  • 2 веточки черничника;
  • 1 длинная веточка ивы или другого дерева;
  • 3 махровые гвоздики или очитка.

Как сделать лесную композицию

1. Возьмите основание для икебаны. Лучше всего брать сосуд из природных материалов, не слишком яркий и не вычурный. Помните, что в основе японского искусства — простота. Отлично подойдёт керамическая ваза, похожая на бетонную.

YouTube-канал ТНОМЕР

2. В Японии традиционно цветы в вазах ставят на кэндзан. Поместите его на дно сосуда. Сверху налейте воду так, чтобы она заполняла примерно половину чаши. Это обязательно для икебаны из живых растений.

YouTube-канал ТНОМЕР

3. Возьмите один ирис и подготовьте его: уберите лишние листья, подрежьте стебель секатором, если это необходимо.

YouTube-канал ТНОМЕР

4. Теперь установите ирис на иголки кэндзана. Цветок должен стоять прямо.

YouTube-канал ТНОМЕР

5. Далее точно так же расположите ещё два ириса. Не старайтесь делать это симметрично. Наоборот, в композиции должна быть асимметрия, это смотрится более естественно. В итоге выглядеть всё будет примерно так, как на картинке ниже.

YouTube-канал ТНОМЕР

6. Теперь добавьте веточки черничника. Воткните их в иголки кэндзана рядом с цветами. Секатором уберите засохшие отростки.

YouTube-канал ТНОМЕР

7. Так как ваза не плоская, а достаточно объёмная, композиции не хватает высоких элементов. Добавьте длинную веточку ивы или другого дерева. Она должна выделяться на фоне более низких растений.

YouTube-канал ТНОМЕР

8. Добавьте больше зелени: используйте для этого махровую гвоздику или очиток. Втыкайте стебли в кэндзан так, чтобы растения оказались на нижнем плане и не закрывали ирисы. Так икебана смотрится гармонично.

Подробности мастер-класса по лесной композиции в этом видео:

За дело

Самое время сделать икебану своими руками:

  1. Определяем, какую композицию мы хотим составить: по случаю торжества (день рождения, свадьба, юбилей); желание передать неповторимые краски времени года; хотим завести знакомство или поддержать беседу; оформить празднество.
  2. Подбираем однотонный соответствующий сосуд-подставку (не забывайте о правилах подбора).
  3. Продумываем и собираем подходящие материалы для будущего творения.
  4. Техническая сторона: острым ножом или ножницами под углом срезаем лишние элементы (некоторые стебли или веточки). Выстраиваем композицию, поворачивая элементы под разными углами и ракурсами. Закрепляем их на специальной губке, соблюдая трехплоскостное правило (философия — небо, человек, земля).
  5. Наносим дополнительные элементы: украшения на ветви, мох, камешки для декора сосуда.

Теперь работа завершена и самое время определить ей место на полке, в саду, на столе, понимая, что стиль и здесь должен быть выдержан.

Виды и стили

Философия буддизма, религия наложили определённый отпечаток на основную композицию икебаны, которая традиционно создавалась из двух ветвей – добра и зла, затем из трёх, когда к ним присоединился образ человека. Этот треугольник ляжет в основу всех стилей и видов икебаны. Современное искусство претерпело определённые изменения: очень большую роль стал играть интерьер, в который вписывают икебану, гамма окружающего цвета, свет.

За всю историю искусства «живых цветов» родились сотни школ и разных направлений, но наиболее признанных и влиятельных немного. Специалисты выделяют всего три направления.

Икэнобо. Это самая первая школа, которая была сформирована в XV веке сенсеем Икэнобо. Этот монах составлял уникальные композиции для храмов: не слишком броские, сдержанные, но невероятно содержательные по смыслу. Размер их, правда, был очень велик. Среди стилей основными были сека и рикка.

Школы икебаны с разными стилистическими направлениями есть во многих странах мира, в том числе и в России. В нашу страну это искусство пришло довольно поздно, в XX веке. Чаще всего там преподают не старинные методики, а современные стили.

Специалисты выделяют следующие основные стилевые направления в искусстве «живые цветы»:

  • нагэирэ (хэйка), отличительная черта – расположение элементов в вазах высокого типа с опорой по краям;
  • морибана, отличительная черта – низко расположенные элементы по горизонтали, используются плоские сосуды, подносы;
  • дзиюка – позволяет располагать элементы в свободном порядке и любом направлении.

Рассмотрим подробнее каждую из трёх основных разновидностей.

Морибана

Характеризуется следующими основными чертами:

  • старается отобразить принципы натуралистической философии;
  • отличается объёмностью исполнения;
  • используются сосуды только низкого типа, но разных форм: квадрат, круг, прямоугольник, овал.

Выделяют три составляющих композиции в этой стилистике, пропорциональное соотношение которых должно строго соблюдаться: Небо, Человек, Земля (7: 5: 3)

Важно опираться на размер сосуда, порядок размещения элементов. Первое действие – расположение основных предметов на стержни, затем добиваются объёма, внося дополнительные элементы, завершающие сюжет

Существуют три основных формы стиля морибана.

Текутай – вертикаль, позволяющая применять длинные, выпрямленные элементы, стебли цветов растений. Часто это бамбук, нарциссы, гладиолусы. Основа может быть установлена строго по вертикали с максимальным отклонением на 30 градусов в любую сторону.

Нагэирэ

Пропорциональное соотношение и форма самого сюжета схожа с предыдущим стилем, здесь принципиальная разница наблюдается в вазах, точнее, их форме. Здесь используются сосуды высокого типа с зауженным горлом, в котором и составляется ансамбль. Дополнительные элементы для крепежа также применяются в виде ветвей расщеплённого типа, крестовин, подпорок из дерева.

Дзиюка

Самая свободная из разновидностей, в которой нетривиальные материалы используются, чтобы подчеркнуть красоту натуральных. Часто данные ансамбли сюрреалистичны, эклектичны. В них объединяется древнейшее искусство и новый, современный взгляд на мир. Допускаются разнообразные изменения форм, включения любых материалов, декоративных элементов, в том числе искусственных. Могут соединяться в одном ансамбле живой цветок, сухостой, пластик, металл, стекло, камень.

Форма вазы предпочтительна также оригинальная. Дзиюка позволяет эклектику, смешение направлений, включение геометрических предметов, выразительные контрасты цвета. Воображение художника ничем не сковывается, он волен творить, не ограничивая себя.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Икэнобо

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Охара

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Морибана

Согэцу

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Икебана в метро Киото

Из сухоцветов

 

Флористические шедевры из сухоцвета – тренд последнего времени. Поделки при бережном хранении могут жить вечно. При желании можно комбинировать с живой флорой. Заготавливать материал можно самостоятельно, приобретать в специальных магазинах или у профессиональных заготовщиков. В первом случае придется ознакомиться с искусством гербария и научиться окрашивать исходники в более яркие тона. 

Икебана – путь духовного совершенствования и дизайнерская практика одновременно. Главная цель – показать красоту природы, естественное очарование растений. Занятия помогают отбросить лишние страсти, негатив через общение с прекрасным.
 

20 января 2020

Стили

  • Рикка (яп. 立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в XVII веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.

    • Рикка Сёфу-тай
    • Рикка Симпу-тай
  • Сёка (яп. 生花)

    • Сёка Сёфу-тай
    • Сёка Симпу-тай
  • Нагэирэ (яп. 投げ入れ; другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
  • Морибана (яп. 盛り花) — икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода. Для установки растений в посуде используются кэндзаны или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнёздами (сиппо).
  • Дзиюка — свободный стиль.

Морибана

Рассмотрим внимательнее, что представляет собой данный стиль. Композиции отражают философию натурализма, все работы мастеров выглядят трехмерными, объемными. Вазы все низкие, но могут иметь разную форму: круглые и овальные, квадратные и прямоугольные.

Данный стиль имеет три главных правила составления букета. Они носят названия Син (небо), Соэ (человек), Тай (земля). Соотношение данных формообразующих элементов должно быть в пропорции 7:5:3. Также учитываются размеры вазы. Сначала выкладываются на металлические стержни основные элементы, потом создается глубина благодаря дополнениям. Они соединяют все детали воедино.

Имеются 3 формы в этом стиле:

  1. Текутай имеет вертикальную форму строения букета. Используются длинные прямые стебли. Это бамбук, гладиолус, нарцисс. Основной элемент – Син – устанавливается вертикально. Отклонение позволительно лишь на 30°.
  2. Сятай. Здесь используется наклонная форма построения линий. Употребляются часто ветки с красивыми и необычными изгибами ствола. Верхушка отклоняется уже намного больше 30°. Создается впечатление, что букет наклонил сильный ветер.
  3. Суйтай состоит из нескольких каскадов. Используют свисающие растения. Основной элемент Син может опускаться ниже вазы, создавая красивый изгиб. Эффектно выглядят такие вазы на высоких полках или этажерках.

Дзиюка

Свобода стиля проявляется в оригинальности выбора материала, это своеобразный сюрреализм икебаны из природных материалов. Он объединяет древнее искусство составления букетов и современный взгляд художника. Здесь возможно любое видоизменения формы листьев, добавление материалов как природных, так и неживых. Часто используются сухие травы и листья, плоды, стекло и камни, пластик. Также выбирается необычная форма сосудов, в которых создается шедевр.

Свободный стиль составления букетов допускает применение смешения других стилей. Могут использоваться растительные материалы окружающей природы, добавляются геометрическая символика, цветовые смешения. Современные фактурные материалы позволяют разгуляться фантазии художников, воплощая самые безрассудные замыслы.

В стиле Дзиюка можно создавать бессчетное количество образов, сочетая растительный и искусственно созданный материал.

Сосуды

Цветочницы, используемые в цветочной композиции, очень разнообразны. Они традиционно считаются красивыми не только по форме, материалу и дизайну, но и сделаны с учетом того, для чего они будут использоваться, так что цветок всегда можно поместить в подходящую емкость и, вероятно, в одну, специально предназначенную для этого конкретного сорт цветка.

В форме вазы японцы больше всего ищут то, что лучше всего продлит жизнь цветов. По этой причине вазы широко открыты у рта, поскольку, в отличие от западной цветочной аранжировки, они не зависят от самой вазы, чтобы удерживать цветы в нужном положении, полагая, что кислород, поступающий через отверстие горлышка, столь же необходим для растения, как и кислород, который он получает непосредственно из воды; таким образом, вода остается сладкой намного дольше, чем в вазах с узким горлышком.

С этими вместилищами связано много идей. Например, подвесные вазы вошли в употребление благодаря идее, что цветы, подаренные уважаемым другом, не следует ставить там, где на них можно смотреть сверху вниз, поэтому их поднимали и вешали. В подвесных бамбуковых вазах большая круглая поверхность наверху должна представлять луну, а отверстие для гвоздя — звезду. Прорезь или отверстие под верхом называется фукумуки , «ветер, тянущий через место».

Помимо разнообразия в виде сосудов, низкие плоские вазы, которые чаще используются летом, чем зимой, позволяют размещать луковичные и водоросли в естественных местах.

Что касается цвета ваз, то здесь распространены мягкие пастельные тона, особенно популярны вазы из бронзы. Для японцев цвет бронзы больше всего похож на мать-землю, и поэтому лучше всего подходит для подчеркивания красоты цветов.

Бамбук с его простотой линий и нейтральным цветом делает очаровательную вазу, но ваза из цельного бамбука не практична в некоторых странах за пределами Японии, где из-за засухи она раскалывается. Корзины из бамбукового тростника мягких коричневых оттенков приятно контрастируют с разнообразными оттенками цветов и удобны в любом климате.

Не стоит упускать из виду и крошечную подвесную вазу, которую можно найти в простом крестьянском доме — какой-то любопытный корень, собранный бесплатно и придавший форму, подходящую для одного цветка или лозы. Такие вазы могут быть изготовлены без особых усилий и найдутся практически везде.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.


Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой

Что это такое?

Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.

Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.

Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.

Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:

  • не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
  • абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
  • объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
  • качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
  • грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
  • гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.

Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.

Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.

Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.

Цитаты

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector